Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Все о меде и продуктах пчеловодства

ПЕРЕВОЗКА И ПОСТАНОВКА ПЧЕЛ

перевозка пчел Перевозку пчел к посевам осуществляют для опыления растений, к медоносным растениям для медосбора и обратно, а также с места покупки для комплектования пасеки и по другим обстоятельствам.

Перевозку пчел можно осуществлять в течение всего их активного сезона, когда они имеют возможность совершить облет на новом месте после перевозки.

В период зимовки перевозку пчел производят только в исключительных случаях, с большими предосторожностями, чтобы их как можно меньше беспокоить. Наиболее опасно осуществлять перевозку пчел в конце зимовки — незадолго до весеннего облета. В это время пчелы имеют большую каловую нагрузку и из-за беспокойства у них может начаться понос.

Наиболее удобно производить перевозку пчел сразу после весеннего облета, когда в них сравнительно немного пчел и расплода, мало или совсем нет тяжелых рамок с медом, отсутствуют свежеотстроенные соты. Для перевозки пчел можно использовать все виды транспорта: автомобили, поезда, пароходы, лодки, баржи, плоты и т. п.; на далекие расстояния — самолеты, на небольшие по плохой дороге — тракторные сани.

Перевозят пчелиные семьи в другое место в ульях и специально сделанных фанерных ящиках (пакетах). Рой доставляют в роевне или фанерном ящике любым транспортом, причем в пути пчелы должны находиться небольше двух суток, так как рой не более чем на трое суток набирает корма, вылетая из улья.

Пчеловоды-любители, приобретая пчел, осуществляют перевозку пчел на всех видах транспорта в виде ручного багажа в фанерных ящиках. Пчелиные семьи для перевозки готовят заранее. Из ульев убирают полномедные рамки, особенно со свежеотстроенными сотами. Вместо них ставит рамки с пустыми сотами. Ими же заменяют в магазинах и медовых корпусах рамки с медом и напрыском. На ульи с сильными семьями на время перевозки помещают дополнительный пустой магазин (корпус), особенно в жаркую погоду. Крышу улья снимают, а верх его закрывают редкой мешковиной, проволочной сеткой или холстом с вшитой в его середине металлической сеткой с размерами ячеек 2x 3 мм, убирают запрополисованные холстики, а также реечки или потолочины.

Чтобы при перевозке пчел в пути рамки не сдвинулись и не подавили пчел и матку, во многих ульях имеются постоянные разделители. Там, где их нет, пользуются временными разделителями. Такие разделители применяют главным образом пчеловоды-любители при перевозке пчел в небольших количествах. Временные разделители делают в свободное время зимой. Это деревянные брусочки размерами 12 X 15 X 100 мм, имеющие нижний конец в виде тупого клина. Разделители ставят между рамками, в каждую улочку, около стенок — передней и задней. Чтобы брусочек, вставленный в улочку, не провалился вниз, в верхний его конец — в торец — вбивают кусочек проволоки толщиной 1 —1,5 мм, длиной около 50 мм или драночный гвоздь на половину его длины. Выступающую сверху половину гвоздя (проволоку) отгибают под прямым углом в сторону. Вставленный в улочку брусочек упрется на соседнюю рамку отогнутой проволокой (гвоздем). Разделители делают и в виде гребенки, набивая ленту, вырезанную из листового железа, на верхние концы брусочков и оставляя расстояние между ними 25 мм. В каждую улочку всех корпусов и магазинов ставят по два разделителя. Последним разделителем рамки расклиниваются и плотно сидят в улье. Закреплять рамки разделителями надо заранее — накануне перевозки пчел и даже раньше. На установку разделителей и подготовку ульев на пасеке, где 120 семей, требуется двум-трем человекам затратить 2 рабочих дня, не считая поделки разделителей, сеток, скрепляющего материала и др. После того как поставлены разделители, на рамки кладут и закрепляют гвоздями сетку(если это еще не было сделано) и сверху закрывают улей холстиком и подушкой.

В день перевозки корпуса и магазины, чтобы в пути они не сдвинулись, соединяют специальными скрепами из стальной ленты, прорезиненного ремня и т. п. Вечером по окончании лёта пчел, когда все они соберутся в гнезда, закрывают летки, убирают холстики, подушки, а ульи ставят на транспорт. На автомашине размещают ульи плотно в 2- 3 и даже 4 ряда, чтобы в пути они не ударялись один о другой. На каждый ряд кладут по две 25-миллиметровые доски, благодаря чему ульи стоят ровнее и плотнее. Заполнив автомашину, ульи прочно увязывают веревками и отправляют в путь.

В пути при перевозке пчелы очень волнуются, отчего температура в гнезде значительно повышается. При высокой температуре соты размягчаются и при толчках в дороге могут оборваться с рамок, подавить и залить медом пчел и маток.

Кроме того, не исключена гибель пчел от запаривания. Правильная подготовка к перевозке предотвращает такие нежелательные явления.

Перевозку пчел осуществляют в ночное время, так как начинать погрузку приходится, когда все пчелы соберутся с поля в улей. В июне и июле ночи очень короткие, и часто за ночь не удается перевезти всю пасеку. Можно продлить время для перевозки, начав погрузку на транспорт значительно (часа на три-четыре) раньше, чем пчелы закончат работу в поле. Для этого полностью подготовленные к погрузке ульи периодически — через 5 мин - поддымливают сверху через сетку и леток. Крышу при этом не закрывают. Пчелы, обеспокоенные дымом и появлением отверстия сверху улья, в поле не вылетают. В леток входят только прилетающие пчелы. Если вылет все же происходит, то надо немного усилить дымление и время от времени постукивать по улью. Когда прилет пчел прекратится, летки закрывают и ульи грузят на транспорт. Таким образом, всех пчел можно собрать в улей днем. Хорошо перевозить пчел в пасмурную, с небольшим дождем, погоду. Результаты перевозки бывают лучше, когда ульи с пчелами на новом месте расставляют в темное время суток или в дождливую погоду и сразу же открывают летки.

При перевозке пчел автомобилями на небольшие расстояния (до 200 км) по неплохой дороге, если в ульях нет постоянных разделителей, рамки закрепляют не разделителями, а следующим способом. Поверх редкой мешковины (лучше со вшитой металлической сеткой) на рамки, по плечикам, кладут реечки сечением 15 X 20 мм и каждую из них прибивают в четырех местах к стенкам улья сквозь плечики рамок драночными гвоздями. В результате рамки плотно прижимаются к фальцам стенок улья, и перевозка его проходит благополучно. Размещать ульи следует так, чтобы пчелы могли легко ориентироваться.

На новом месте ульи с пчелами сразу же устанавливают на подготовленные заранее подставки и открывают в них летки на всю ширину. На верх ульев кладут подушки и накрывают крыши. Пчелы массами выходят на прилетную доску и стенки улья, но вскоре успокаиваются и, если это день, начинают работать. На следующий день ульи распаковывают: убирают укрепляющие планочки и сетки, приводят в порядок рамки. Если пчелы сильно раздражены, то с распаковкой надо подождать еще один день.

Перевозку пчел можно произодить на любое расстояние, но не ближе 4 км от прежней стоянки ульев, так как часть пчел тогда вернется на старое место, которое они хорошо помнят. При необходимости перевезти и поставить пчел на небольшое, менее 4 км, расстояние поступают следующим образом. Сначала перевозят их в любое другое временное место, на расстояние не менее 6 км от места их первоначального нахождения и от того места, куда их надо поставить. Держат их на временном месте при хорошей погоде 3—4 дня. Пчелы привыкнут к этому временному месту, после чего их можно перевезти на то необходимое близкое постоянное место.

Случается надобность переставить 2—3 семьи на расстояние до одного км. В этом случае пренебрегают возможным слетом небольшого количества пчел на старое место. Ульи с пчелами переставляют вечером и загораживают летки хворостом, ветками, крупными стеблями травы. Опыление растений пчелами с подвозкой пчел к опыляемым растениям и на медосбор надо организовать разумно. Заранее составить план постановки пчелиных семей на местности. Обязательно осмотреть в натуре поле с посевами опыляемой культуры или медоносных растений. Определить на поле точные места, где будут поставлены ульи, с таким расчетом, чтобы от места стоянки пчел до опыляемых ими медоносных крайних растений расстояние было возможно меньше. Практически это расстояние не должно быть более 400—500 м . Как правило, ульи с пчелами ставят в центре поля опыляемых или медоносных растений, а если поле большое, то в двух-трех местах на нем, с таким расчетом, чтобы цветущие растения были наиболее приближены к пчелам. На поле с удлиненной конфигурацией организуется встречная работа пчел, когда цветущие растения могут обрабатываться пчелами с двух противоположных направлений.

На благоустроенных пасеках, где перевозку пчел приходится производить часто, как на опыление, так и на медосбор, ульи с пчелами ставят на специальные платформы на колесах. На такой платформе пчелы стоят постоянно, и они всегда готовы к перевозке. Стоит только платформу прицепить к трактору или автомобилю, и можно ее с пчелами перевезти в нужное место.

Подготовка пчел к перевозке, погрузка на транспорт, разгрузка, расстановка на месте вывозки и распаковка ульев настолько трудоемки, что пчеловодам выполнить эту работу очень трудно. Рабочие, назначаемые в помощь пчеловодам, зачастую не имеют опыта работы и обращения с пчелами, и помощь их неполноценная. Необходимо заранее подготавливать подсобных рабочих для пчеловодства.

Далее интересные статьи по теме:

Пчелиная семья

Пчелиные соты

Породы пчел

Назад Далее >>

 

Связаться с нами по вопросам размещения рекламы на сайте Вы можете по адресуsup@beehoney.kz


www.beehoney.kz 2011год.